Уважаемые коллеги!
В этом учебном году собираем банк видео роликов "Совместная партнёрская деятельность воспитателя с детьми".
Требования:
длительность 5-7 минут,
фрагмент деятельности от начала до конца,
запись на диске.
Снимайте видео и присылайте в РМО.
ЖДЁМ С НЕТЕРПЕНИЕМ!

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Проект предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Т.А. Витчинкина, старший воспитатель групп кратковременного пребывания ГОУ “Центр развития ребенка –  детский сад № 1844” г. Москвы

Т.А. Витчинкина – финалист Всероссийского конкурса “Методист-новатор – 2010”, организованного журналом “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”.
С каждым годом количество ясельных групп в дошкольных учреждениях увеличивается, что соответствует возрастающей потребности общества. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды
Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.
При ее создании следует учитывать следующие принципы:
  • научности – составляет основу всех разработок, посвященных проблеме раннего возраста, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конечного результата;
  • опоры на зону ближайшего развития – личность ребенка может формироваться только в тесном сотрудничестве со взрослым (Л.С. Выготский);
  • непрерывности и целостности – реализуется через систему групп кратковременного пребывания (когда ребенок переходит из одной группы в другую, обеспечивается его всестороннее развитие: физическое, эмоциональное, познавательное, речевое и т. д.);
  • совмещения игровой и познавательной деятельности детей;
  • постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.
Кроме того, особенностями предметной среды должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет,которыйпредставляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Ребенок, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Хотя это тоже немаловажный фактор в деле адаптации детей раннего возраста.
Душевное благополучие малыша зависит отмикроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста становится обеспечение здоровья, т. е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:
  • соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т. е. создать зону ближайшего психического развития;
  • содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т. е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы ребенка;
  • быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
  • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;
  • быть системной, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.
По мнению доктора медицинских наук Н.М. Щелованова, в групповой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. В соответствии с этим педагоги ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы зонировали групповую для детей раннего возраста на основе теории дизайна. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой – направлено на обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.
При помощи мебели помещение разделили на шесть зон.
В первой – игровой зоне для мальчиков – разместили крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран и т. д. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней.
Во второй – игровой зоне для девочек – обустроены парикмахерская, магазины и театр.
Третья – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.
Четвертая – зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и т. д.
В пятой зоне – природном уголке – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками и т. д.
И последняя, шестая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.
Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для расширения их творческого потенциала, а также создания побудительного положительного эмоционального настроя педагогами ДОУ широко используются подвески, которые крепятся непосредственно к потолку. Они позволяют дополнить целостный образ какого-либо уголка. Так, например, подвеска над природным уголком, сделанная из картонных труб с добавлением природного материала, позволяет расширить и обогатить кругозор детей. Подвеска над зоной отдыха имеет округлые формы и оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние: сидя на мягком диване или в кресле, воспитанники разглядывают плавно крутящийся шар, что способствует релаксации и снятию напряжения. Подвеска над театром вносит завершенность в театральную композицию, придает ей элементы волшебства и сказки.
Помимо базовых компонентов предметно-развивающей среды в групповой комнате раннего возраста, есть и инновационные. Особое внимание стоит уделить зоне развивающих игр, основой которой являются игровые комплекты “Пертра” и “Спектра”.
Особенности зоны развивающих игр
Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.), а также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при их исследовании, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс взаимосвязанных ощущений.
В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. По мере развития тактильного восприятия, приучения его к исследовательской деятельности обогащается словарный запас, ребенок учится сопоставлять предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Незаменимым в решении этих задач стало игровое оборудование “Спектра”.
Дляразвития у детей умения классифицировать предметы по форме и цвету педагоги используют пособие “Палитра”.Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет ее в углубление рядом с этим ответом. При этом педагог проговаривает цвета и обращает внимание на два варианта форм фишек. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Таким способом у ребенка развивается умение классифицировать предметы по цвету, форме, закрепляются знания цветов.
Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки, что позволит ему быстрее овладеть в дальнейшем навыками чтения и письма. Помочь в этом может обучающе-развивающая игра “Магнитный лабиринт”. Перед ребенком кладут квадратное поле, на котором расположены лабиринт и шарики. Его задача с помощью намагниченной ручки провести шарики по лабиринту.
Основная развивающая задача игры“Сырный ломтик” – выработка координации движений. Ребенку дается доска-основа, на которой вырезаны фигуры различной формы. Его задача провести фишку, не уронив ее в отверстия.
Пособие “Зоопарк из терамбуко” способствует развитию речи, звукоподражания и координации движений. Детям предлагается игровая ситуация: зверушки пошли гулять, играли, играли и потеряли своих мам. Задача детей помочь им найти маму. Они находят двух одинаковых зверушек, помещают в домик, ставят крышу. В процессе игры можно попросить ребенка изобразить, какие звуки издает то или иное животное.
Ощутимую пользу в работе оказывает игровой комплект “Пертра”, который используется в качестве базовой основы для формирования игровой предметно-развивающей среды. Набор состоит из пяти ящиков, так называемых кофров. В каждом из них расположен свой материал: большие и маленькие разноцветные геометрические фигуры, доска-основа с отверстиями и грибочки, которые в нее вставляются. А также кофр с бусинами разного цвета и формы, шнурок, на который они нанизываются, и др.
Благодаря разнообразию деталей набор игровых средств “Пертра” всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.
Игру с любым из наборов материалов следует начинать с исследования каждой детали. Воспитатели вместе с детьми ощупывают, обводят пальцем форму фигуры, трогают поверхность, рассматривают отверстие бусин, проверяют на совместимость детали.
Еще один важный этап работы – сравнение фигур по размеру, форме и цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой (например, по цвету), постепенно усложняя условия отбора. Дети с удовольствием выполняют задания, например, отобрать с завязанными глазами детали определенной формы, определить на ощупь форму фигур и сравнить их по размеру способом наложения.
Важно, чтобы все вышеуказанные элементы предметно-развивающей среды находились в непосредственной доступности для детей, а также располагались компактно.
Для внедрения инновационного оборудования “Спектра” и “Пертра” в воспитательно-образовательный процесс и повышения профессиональной компетентности педагогов по их использованию в ДОУ в соответствии с планом ведется методическая работа(приложение). Раз в два месяца организуются педагогические семинары-консультации, где наглядно демонстрируется эффективность применения данного оборудования. На них педагоги получают практический опыт работы с игровыми комплектами, а выполняя тестовые задания и упражнения, развивают личную креативность. С целью распространения педагогического опыта воспитателей был издан мини-сборник игр-заданий. В него вошли все игры, которые используются в повседневной педагогической деятельности и могут быть полезными воспитателю для комплексного развития детей.
Результаты работы
За три года работы с пособием педагоги разработали и внедрили в воспитательно-образовательный процесс ДОУ систему игр-заданий, которые позволяют работать с детьми не только раннего возраста, но и среднего, старшего, а также могут использоваться при подготовке дошкольников к школе.
Для определения эффективности усвоения материала с помощью пособий “Спектра” и “Пертра” педагоги провели небольшое исследование, в котором анализировалось несколько основных для детей раннего возраста процессов: развитие моторики, внимания, памяти, речи, навыков классификации и эмоциональное состояние ребенка. Игры проводились с двумя группами детей раннего возраста: в одной из них использовались пособия “Спектра” и “Пертра”, в другой – стандартные игрушки (мячи, геометрические фигуры и т. д.), предметные и тематические картинки.
Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны.
Л.С. Выготский

Согласно результатам исследований у воспитанников первой группы улучшились показатели развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, т. к. они ежедневно упражнялись в нанизывании бусин разной формы и величины на жесткую (стержень) и мягкую (канат) основу. Улучшились показатели развития зрительного внимания, т. к. дети упражнялись в нахождении сходств и различий между предметами. Также повысился уровень развития навыков классификации фишек по цвету, форме, заданному образцу. Улучшилось состояние зрительной памяти: воспитанники легко выделяют недостающий в ряду предмет. Все игры-задания носили комплексный характер, т. е. в процессе игры педагоги работали над всеми процессами. Занятия с пособиями вызывают положительный эмоциональный отклик, побуждающий ребенка к инициативе в действиях и общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Таким образом, предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.
Приложение
План методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по работе с инновационными пособиями “Спектра” и “Пертра”
Срок
проведения
Мероприятие
Ответственный
Октябрь
Семинар-практикум “Инновации в предметно-развивающей среде
для детей раннего возраста”
Старший воспитатель
Декабрь
Обучающий семинар «Игровой комплект “Пертра” как часть предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста»
Старший воспитатель
Февраль
Семинар-практикум «Внедрение пособий “Спектра” в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»
Старший воспитатель
Апрель
Авторская мастерская «Возможности использования пособия
“Спектра” для развития речи детей»
Старший воспитатель
Июнь
Тематическое консультирование «Внедрение пособия “Спектра”
в досуговую деятельность детей во время каникул»
Старший воспитатель

Комментариев нет:

Отправить комментарий