вторник, 17 ноября 2009 г.

Особенности организации образовательной работы в группах раннего возраста.

На заседании РМО был представлен опыт воспитателья МДОУ ДС ПиО № 195 Щербина Ольги Архиповны.
Ольга Архиповна воспитатель с большим стажем и опытом работы. Много лет работает с самыми маленькими детьми. За годы своей педагогической деятельности накопила оыт, которы с удовольствием делится с начинающими коллегами. Сегодня мы представляем этот опыт.


Ранний возраст, справедливо считают временем формирования интеллектуальных и творческих способностей. Наука и практика признают уникальность и неповторимость раннего возраста, когда счёт идёт не на годы, не на месяцы, а на недели и даже дни. Именно в первые три года закладывается 80 % физического, нравственного и интеллектуального фундамента личности. Психологи считают, что самый высокий потенциал творческого развития – от 2 до 3 лет. За это время ребёнок проходит громадный путь в своём развитии. Он научается видеть мир, понимать значение окружающих предметов, общаться с людьми, говорить и многое, многое другое. Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь здесь начало всех его будущих качеств и способностей. То, что ребёнок не получит в раннем детстве, очень трудно, а порой и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Поэтому первые три года жизни – чрезвычайно важный и ответственный этап, который во многом определяет дальнейшее развитие человека.
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются сохранение здоровья ребёнка, полноценное физическое развитие, развитие речи, игровой деятельности, сенсорное развитие, формирование основных психических процессов, развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Особенно важна и актуальна проблема здоровья ребёнка в период поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо организовать помощь детям, поступающим в детский сад и обеспечить постепенный переход ребёнка из семьи в ДОУ. Необходимым условием этого является чёткая продуманная работа педагогов, специалистов, медиков, согласованность действий родителей и детского сада, сближение их подходов к ребёнку в семье и детском саду с учётом индивидуальных особенностей.
В нашем дошкольном учреждении работа проводится в несколько этапов:
-подготовительный;
-этап наблюдения;
-этап анализа и выводов.
Задачи первого периода – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Проблемы, связанные с поступлением ребёнка в группу раннего возраста, начинаем с организации и повышения педагогической компетентности родителей. С 2006 года в нашем детском саду проводятся для родителей  консультации «Наш малыш».
Основными функциями этих консультаций являются:
-облегчение адаптационного периода детей раннего возраста;
-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;
-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
-сохранение и укрепление здоровья;
-содействие личностному развитию детей раннего возраста;
-оказание медико - психолого - педагогической помощи родителям детей раннего возраста;
-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.
Планирование консультаций осуществляется с учетом запросов и пожеланий родителей. Это  – знакомство с организацией жизни малышей в детском саду, режимом дня, консультации по вопросам питания, организации гигиенических процедур, игровой деятельности детей, развития речи. На родительских собраниях знакомим родителей с характеристикой возрастных возможностей и показателями развития детей раннего возраста, с особенностями адаптационного периода. Проводится анкетирование родителей. Проводим предварительное анкетирование родителей по определению готовности поступления ребёнка в дошкольно е учреждение Результаты анкетирования обрабатываются, и на заседании психолого – медико - педагогического совещания даётся прогнозирование течения адаптации.
Практикуем использование фотоальбома «Мишутка тебя ждёт» для предварительного знакомства родителей и ребёнка с детским садом. Родители могут познакомиться с условиями, где будет находиться их ребёнок, с помещениями спальни, столовой.
Для более близкого знакомства, очень важны посещения воспитателем семьи ребёнка, где педагог рассказывает о режиме дня, даёт рекомендации по конкретным вопросам воспитания, узнаёт особенности поведения малыша. Опыт показывает, что такие посещения необходимы. Воспитатели посещают семью каждого ребёнка, который пойдет к ним в группу, и ведут тетрадь записи посещений.
При организации поэтапного приёма вновь поступающих детей выработаны следующие правила:
  • утренний осмотр проводит медсестра совместно с воспитателем;
  • принимать не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить им максимум внимания, поскольку наступил этап наблюдений;
  • время пребывания в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания ребенка к условиям детского сада. Данный вопрос решается совместно с врачом, воспитателями;
  • в период адаптации учитываются все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняются привычные для ребёнка воспитательные приёмы.
Со дня поступления ребёнка в детский сад воспитателями ведётся лист наблюдений за ребёнком, где отмечаются: аппетит, сон, настроение, активность, уровень развития речи (по методике К. Печоры). Одновременно   проводится оценка уровня нервно-психического развития ребёнка, медицинским работником отслеживается заболеваемость, соответствие главным антропометрическим показателям физического развития.
На основании наблюдений за детьми, выявляются проблемы, которые решаются при активной работе с родителями, через консультирование, рекомендации, посещение родительских собраний, общение при помощи папок-передвижек для родителей «Шагаем вместе». Совместно с медиком,  намечается дальнейшая работа.
На последнем этапе анализа и выводов происходит обработка результатов и анализ адаптационных листов и, если возникают вопросы, ребёнка рекомендуем родителям обратиться в психологическую службу района.
Исходя из программных задач, и в соответствии с требованиями, сетка занятий включает в себя в группе раннего возраста 3 занятия по развитию движений, 1 - музыкальное, 1 - по развитию познавательных способностей, 1 - по развитию речи. В первой младшей группе 3 занятия по развитию движений, 2 музыкальных и по одному занятию по познавательному развитию, развитию речи, изобразительной деятельности. Разработали перспективное планирование на год по познавательной деятельности. Организация работы с детьми включает игры - занятия, индивидуальную игровую деятельность,прогулки. Занятия проводим по подгруппам (так малыши лучше усваивают материал). Планирование индивидуальной и совместной деятельности в утренние и вечерние часы, происходит согласно циклограмме. При организации работы с детьми раннего возраста большое значение придаём соблюдению режима дня, смены видов деятельности, сна и прогулок.
Одним из определяющих факторов воспитания малыша является предметно-развивающая среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе. Группа должна стать вторым домом для ребёнка, в котором уютно и радостно.
Для комфортного пребывания детей в детском саду созданы все необходимые условия: имеются групповые и спальные комнаты, стены которых покрашены в нежные цвета, комнаты для гигиенических процедур,имеется разнообразная детская мебель, диваны. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В группах есть необходимое количество игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.
Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счёты, горки для катания предметов, кубики, лабиринты, набор объёмных геометрических форм. В каждой группе есть кукольный уголок, где дети совместно с воспитателем получают сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладевают навыками действий с этими предметами. В игровых уголках собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим предметам быта; игровая мебель: кроватки, стол, шкафы для посуды, куклы, посуда, комплекты постельного белья.
Особое внимание в группах раннего возраста уделяем развитию речи.Считаем одним из важных условий развития речевой активности детей организацию речевых уголков. Все они оформлены в соответствии с методическими рекомендациями.
Немаловажное значение для развития речи малыша имеют занятия в театральных уголках, которые снабжены разными видами театров, дети могут послушать сказку, поиграть в игры-драматизации.
Центры воды и песка, уголки для опытно-экспериментальной деятельности созданы для организации исследовательской работы, которая направлена на развитие любознательности ребёнка с первых лет его жизни. Здесь есть совочки, разнообразные формочки, наборы резиновых игрушек. Дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют представления о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику.
Первые знания об экологии дети получают, наблюдая за изменениями в уголках природы.
Роль музыки в снятии психо - эмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребёнка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Многие пособия для развития музыкальных способностей воспитатели делают своими руками, оформляя музыкальные уголки.В каждой группе есть аудио - кассеты и диски с музыкой для детей, с песнями из детских кино - и мультфильмов, плясовыми мелодиями, колыбельными.
Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому очень важно не упустить ранний возраст, наиболее благоприятный для этого. Педагоги создают условия для развития изобразительной деятельности, оформляя уголки, заботятся о том, чтобы в поле зрения малыша оказались цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага. Используем и нетрадиционные материалы для рисования и лепки, это манная крупа, рассыпанная на подносе, тесто. Наша цель на данном этапе закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия.
Организация развивающей среды направлена на социально-личностное развитие ребёнка, поэтому в группах есть различные уголки для игр девочек и мальчиков, уголки ряжения, уголки уединения, различные ширмы.
Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребёнка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды.В группах созданы уголки для развития движений, где есть необходимое оборудование: массажные коврики, различные полянки, дорожки и пеньки для перешагивания, воротики для подлезания, мячи разного размера и фактуры, ленточки, султанчики, платочки, маски и шапочки, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, для организации подвижных и самостоятельных игр детей этого возраста.Здесь же находятся машины, на которых малыши могут кататься сами, велосипеды, лодочки-качалки, тележки, каталки, коляски. Они дают детям возможность активно двигаться.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе имеются фотоуголки, семейные альбомы, в спальне любимые игрушки детей.В раздевалках есть социально-личностные уголки: «Здравствуйте, я пришёл», «Волшебное солнышко».
При создании развивающей среды используем различные подвески, которые помогают зрительно «снизить потолок» и почувствовать ребёнку себя более комфортно и спокойно.
Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. Для успешной реализации задач по воспитанию детей необходим высокий профессиональный уровень педагогов и младшего обслуживающего персонала групп раннего возраста. Поэтому постоянно совершенствуем свои знания и умения. Основными задачами   работы являются:
-научиться самим  и обслуживающему персоналу находить подход к каждому ребёнку, уважать ребёнка как личность, быть внимательным, отзывчивым;
-научиться  наблюдать и анализировать поведение детей, уровень их развития; 
-осуществлять грамотный контроль за нервно-психическим развитием детей;
-профессионально консультировать родителей по вопросам педагогики и психологии раннего детства.

На заседаниях психолого – медико - педагогического совета организовывала консультации для начинающих воспитателей: «Взаимодействие воспитателя с родителями в адаптационный период», «Особенности детей раннего возраста», «Организация работы групп раннего возраста в период адаптации», «Особенности эмоциональной сферы у детей раннего возраста», мини-лекции: «Орешек на ладошке» (особенности развития речи). Индивидуальные консультации: «Как правильно заполнять адаптационные листы», практические занятия.
- разработала памятки:
  • По организации первой встречи с родителями
  • По организации предметно-развивающей среды»
-создание картотеки игр в адаптационный период; требований к проведению таких игр.
- работа с младшим обслуживающим персоналом:
  • консультации: «Засыпаем, кушаем и потешку слушаем», «Речевая среда в ДОУ».
  • Мастер-классы: «Украшаем группу к новому году».
Диаграмма уровня адаптации детей показывает, что процент числа детей с тяжёлой степенью адаптации не высок. Малыши быстро привыкают к посещению детского сада, лучше идут на контакты с взрослыми и сверстниками. Это позволяет нам судить о правильной организации работы всего педагогического процесса, связанного с адаптацией детей.
Развивающая и, постоянно обновляющаяся предметная среда, позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие и сохранение физического здоровья ребёнка.
Родители детей, поступающих в детский сад, повышают свой уровень в вопросах воспитания детей раннего возраста, повышается количество родителей, доверяющих воспитателю, активность родителей в подготовке детей к детскому саду.
Помощники воспитателей всё более активно принимают участие в воспитании детей.
Таким образом, чёткая, профессиональная слаженная работа педагогов, психолога, медицинского работника, логопеда, участие родителей, заинтересованность педагогов, является залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду и даёт положительные результаты в воспитании и обучении детей раннего возраста.

Комментариев нет:

Отправить комментарий