пятница, 16 сентября 2011 г.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в группе раннего возраста


 Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию  данный материал для ознакомления и обсуждения. Пожалуйста,выскажите своё отношение в комментариях.

 



Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Возраст с 2-3 лет – это период формирования и активного развития адаптационных механизмов личности, которые помогают справляться с ежедневными стрессовыми обстоятельствами жизни, приспособиться, сохранив устойчивость в экстремальных, кризисных  ситуациях.
Любое притеснение, попытка заставить ребенка сделать что-либо против его воли   порождают сопротивление, которое может быть внутренним и внешним. Внутреннее сопротивление проявляется  как уход от контактов с другими людьми, внешнее – в виде нарушения дисциплины.
Психологическая защищенность – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, это высокий уровень сопротивляемости и устойчивости.
 Известно, что, когда маленький ребенок впервые приходит в детский сад, его адаптационные механизмы чаще всего развиты в недостаточной степени. Множество факторов окружающей среды ребенком воспринимаются настороженно или враждебно: незнакомые дети и взрослые, незнакомые игрушки, всё – незнакомо. От того, как будет организована образовательная среда в детском саду, будет зависеть вид адаптации ребенка.
         Психологами установлено, что в возрасте 2 – 3 лет происходит формирование таких важных качеств личности, как самостоятельность, активность, автономность и инициативность. Эти качества можно считать базовыми для формирования активной адаптации. От того, как будет организована цветовая образовательная среда, будет зависеть, насколько полно сформируются вышеперечисленные качества и уровень психологической безопасности.    
Аспекты психологической безопасности:
1.     Состояние образовательной среды, в которой ребенок знает, где что лежит и может играть с любой игрушкой. Это группа, в которой ребенок по своему желанию может поменять окружающую среду.
2.     Особая система межличностных отношений, при которой ребенок доверяет воспитателю и чувствует себя в безопасности. В этой группе ребенок общается так, как любит и хочет.
3.     Особая система мер, направленных на предотвращение угроз продуктивному устойчивому развитию личности.  Другими словами, это группа, в которой проводятся занятия, удовлетворяющие потребности физического, интеллектуального, эстетического развития каждого ребенка.
Наблюдения за детьми 2-3 лет показали, что основные цвета спектра воспринимаются ими по-разному. Наиболее сложным для восприятия малышей является зеленый цвет, а желтый воспринимается ими легко. Поэтому целесообразен следующий порядок ознакомления детей с основными цветами: желтый, синий, красный, зеленый.
Желтый цвет стимулирует накопление энергии и внутренней силы. С ним знакомят детей осенью, сразу после прихода в детский сад, в самый сложный период адаптации к новым условиям жизни.
Синий учит примиряться с обстоятельствами, приглашает к спокойствию и отдыху. С ним знакомим ребятишек после полутора месяцев с начала прихода в детский сад.
Красный цвет поощряет активность, инициативность и самостоятельные действия малыша. Освоению красного цвета отводится весь зимний период.
Зеленый цвет – самый сложный для восприятия трехлеток. Не менее 6 месяцев должно пройти с момента прихода ребенка в детский сад, пока он не «увидит» зеленые ступеньки или зеленый стульчик.
В результате  наблюдения за поведением детей были сделаны выводы, что  преобладание красного цвета в среде группы стимулирует большую подвижность и активность пассивных, медлительных, неуверенных в себе малышей. Светло-синий и голубой цвет  стен в спальной, ширм для зоны уединения обеспечивают автономность и независимость малыша. Светло – желтый цвет в интерьере стимулирует жизнерадостное и оптимистичное настроение и доброжелательность в общении. Зеленый цвет комнатных растений, коврового покрытия, некоторых пособий помогает воспитателю создать уравновешенную, деловую обстановку в группе, так же способствует у детей уверенности при выполнении сложных действий с предметами.
Организованные в детском саду эксперименты с цветом одежды детей и взрослых показали, что цвет одежды влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, на восприятие его другими детьми. Сопутствующие черты красного цвета – агрессивность и активность. Не рекомендуется при формировании гардероба гиперактивных детей. Робким – рекомендуется. Эмоциональным, нервозным детям синий цвет в одежде поможет контролировать себя и свои эмоции, снимет напряжение. Не рекомендуется использовать в одежде необщительных детей. Желтый и зеленый – основные цвета в гардеробе  ребенка 2-3 лет, так как формируют оптимизм и уверенность в своих силах. Оранжевый цвет одежды полезен для детей нервных и физически слабых. Черный не является цветом детства, поэтому вообще не рекомендуется использовать в гардеробе детей 2-3 лет.
Опыт показывает, что внешний цветовой образ воспитателя в группе является значимым объектом для исследования детьми в период адаптации. Поэтому одежда специально подбирается яркая, с различными деталями (карманы, рюши, пуговицы и пр.). 
         Таким образом, наша воспитательская задача состоит в обеспечении психологической безопасности ребенка и создание соответствующей образовательной среды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий